Забытые истории про историю

Рассказы

15 июн 2010, 22:10

ГОВОРИТ МОСКВА, ВЕРАСЬКÉ ИЖКАР
Владимир Васильевич Коробейников краевед, г. Ижевск

Предлагаемый материал относится к жанру устной истории. Его автор, Ижевский инженер-изобретатель Владимир Васильевич Коробейников, осно-вываясь на воспоминаниях своего отца и личном опыте, рассказывает о начальном периоде истории электронных средств массовой информации в Удмуртии. Несомненный интерес для молодого читателя представляют цити-рованные автором фрагменты передач местного радио полувековой давности.
http://www.idnakar.ru/2010/2010_1/4%20V ... 051-60.pdf

Re: Рассказы

15 июн 2010, 22:28

Во многих сѐлах строились проводные трансляционные узлы, где не хватало обычной проволоки, там, по воспоминаниям старых связистов, в дело шла "колючка".

колючая проволка? она же стальная.

Re: Рассказы

17 окт 2010, 12:58

ИСТОРИЯ

«Советское искусство» 16 (686), 14 марта 1940 г.
15 лет советского радиовещания
Владимир Ильич называл радио «газетой — без бумаги и расстояния». В этих лаконичных словах с предельной простотой и ясностью выражено огромное культурно-политическое значение советского радиовещания, его роль в деле коммунистического воспитания масс. Густая сеть радиостанций, окутывающая страну, доносит живое слово из сердца родины — красной столицы, до самых отдаленных уголков Советского Союза. Бойцы Красной Армии и Флота на отдаленных боевых постах, героические полярники благодаря радио живут одной культурной жизнью со всей страной.
Письма из Красной Армии, простые и безыскусственные, являются лучшим доказательством тесной связи, установившейся между бойцами и работниками радио. «Песни советского народа, которые слушаем каждый день, дают нам культурный отдых, рождают пламенные патриотические чувства, дают зарядку для боевой учебы», «Сердечно благодарим вас, желаем и впредь развивать искусство, которое нас воодушевляет на новые подвиги», — так пишут нам бойцы доблестной Красной Армии.
Рабочие-стахановцы, колхозники, представители советской интеллигенции — инженеры, врачи, академики, писатели, студенты — таков огромный диапазон нашей аудитории. Найти такие формы художественного вещания, которые отвечали бы культурным запросам всей массы слушателей, — основная и актуальнейшая задача, стоящая сейчас перед работниками Радиокомитета. В этом отношении большим подспорьем в нашей работе являются письма радиослушателей.
Ни один театр, ни одна концертная организация не имеют такой близкой и повседневной связи со своей аудиторией, как художественное радиовещание (один только музыкальный отдел ВРК получает в месяц около 1500 писем). Лучшие радиопередачи вызывают немедленные и многочисленные отклики. Требовательный советский радиослушатель подвергает нашу работу деловой и серьезной, а подчас и достаточно суровой критике и помогает нам находить новые, содержательные и разнообразные формы художественных передач.
Неслучайно разделы «В помощь музыкальному самообразованию» (редактор О. Н Шиманович) и «Тематические передачи» (редакторы Л. Л. Калтат и С. Н. Цфас) пользуются наибольшими симпатиями слушателей. Эти передачи отвечают огромной тяге народных масс к самообразованию, к повышению своего культурного уровня. Огромное воздействие этих передач на слушателя иллюстрируют многочисленные письма:
«Сегодня я слушала музыкально-литературную передачу «М. Мусоргский». Она мне очень и очень понравилась. История жизни и творчества М. Мусоргского поразила меня до глубины души. Как хорошо было бы, если бы он и другие композиторы жили в наше счастливое время. Ему бы не пришлось страдать от того, что его произведения не опубликовывают. Ему не пришлось бы ходить в потертом сюртуке и нуждаться в пропитании. Слушая биографию композитора, я чувствую ненависть к нашим врагам, которые не давали возможности развертываться народным талантам. Как благодарна я и весь наш могучий советский народ родному правительству и лучшему другу счастливой талантливой молодежи Иосифу Виссарионовичу Сталину. Дорогая редакция! Я думаю, что не только мне, но и всем радиослушателям понравилась сегодняшняя радиопередача, а поэтому я прошу вас, чтобы вы и остальные музыкально-литературные передачи вели в такой же форме» (г. Можга, Боброва).
Большую пользу этих передач наглядно показывают результаты конкурсов, проводимых Радиокомитетом среди слушателей, — на создание программ и текстов музыкальных концертов. Со всех концов Советского Союза — Игарки, Йошкар-Ола, Махач-Кала, Красноярска, из дальних колхозов, сел и городов Радиокомитет получает программы, составленные из лучших образцов музыкального искусства. Бессмертные творения Глинки, Чайковского, Баха, Бетховена и других великих композиторов проникли через радио в широчайшие массы, стали понятными и близкими всему народу.
Сейчас перед работниками музыкального вещания остро встает проблема формы радиокомпозиции, которая должна стать подлинно художественным музыкально-литературным произведением. Несмотря на отдельные удачные опыты (как, например, «Толстой и музыка», «Музыкальные встречи с Н. Островским», «Горький и музыка», передача о Шумане и т. д.), эта проблема еще далеко не решена. Однако в последнее время на радио возникли новые, очень интересные жанры передач, получившие большое одобрение радиослушателей, например: «Радиомюзикхолл», «Экскурсия по театральным залам Москвы с микрофоном», «Передача из музеев (Чайковского в Клину, Скрябина и т. д.). В юбилейные дни музыкальный отдел выпускает первый номер музыкального «Радиоальманаха», который будет представлять собой «Журнал по радио» и будет выходить ежемесячно, освещая текущую музыкальную жизнь страны.
Радиокомитет широко пропагандирует лучшие образцы классического оперного искусства. Известны такие блестящие постановки Радиокомитета, как цикл опер Моцарта (в концертном исполнении): «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля»; опер русских композиторов: «Кащей Бессмертный», «Ночь под рождество» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Каменный гость» Даргомыжского и т. д. К сожалению, многие из прежних постановок не удержались в репертуаре (это был период серьезных «болезней» музыкального вещания), и Радиокомитет сейчас должен приложить все усилия для возобновления своих лучших оперных передач. Радиокомитет, однако, не только должен ограничиваться исполнением уже готовых произведений, но и активно участвовать в деле создания советской музыкальной классики. Первые такие опыты — постановка «Емельяна Пугачева» М. Коваля, подготовка программ, посвященных 60-летию И. В. Сталина и 50-летию В. М. Молотова — помогли нам наметить пути творческого содружества
  Радиокомитета с композиторами. Учесть индивидуальность автора, его творческие возможности, подсказать ему идею произведения, помочь найти соответствующую форму — таков, примерно, круг задач, стоящих сейчас перед нами. Многие произведения советского оперного творчества прозвучали на радио задолго до своего сценического воплощения. Только за последние 5 месяцев по радио было исполнено около 60 опер советских композиторов (отрывки, монтажи и т. д.).
В настоящее время разработан план по пропаганде советской музыкальной культуры и по созданию новых произведений. Авторитетная комиссия (в состав которой входят композиторы А. И. Хачатурян, Ю. А. Шапорин, А. Н. Александров, Б. С. Шехтер, В. В. Нечаев и др.) систематически прослушивает и отбирает лучшие произведения и консультирует советскую композиторскую молодежь.
Радиокомитет настойчиво популяризирует народное творчество. Прекрасно составленный цикл «11 республик» (к выборам в Верховный Совет СССР), передачи, посвященные песенному творчеству народов западных областей Украины и Белоруссии, и др. характеризуют подлинный энтузиазм руководителей редакции «Народное творчество» тт. Тарнопольского и Шпирко. Эти передачи пользуются большой популярностью у радиослушателей. Командир Апанасенко, делегат XVIII с'ез-да партии, пишет: «Слушал музыку Таджикской ССР. Мне очень понравились и музыка и пение своей бодростью и жизнерадостностью, понравилось, что во всем чувствуется коллектив и радостная жизнь народов Таджикистана при советской власти. Желаю многих успехов искусству народов Таджикистана».
«Мы с большим вниманием слушали передачу калмыцких песен. Только при советской власти уделяют большое внимание национальному творчеству Калмыкии, только при советской власти все народы разных национальностей Советского Союза пользуются всеми правами и развивают свою культуру, социалистическую по содержанию и национальную по форме. Мы, учителя Калмыкии, приносим вам за передачу искреннюю благодарность» (Иогань, Калмыцкая АССР, Болдырев).
Интереснейшие перспективы открывает перед радиослушателями развитие телевидения в Советской стране. Жители самых отдаленных мест страны смогут не только услышать, но и увидеть лучшие театральные постановки столицы (в телецентре ВРК уже были показаны «Иван Сусанин», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Спящая красавица», «Царская невеста» и другие постановки Большого театра Союза ССР).
Третья пятилетка должна стать для советского радиовещания пятилеткой развития и практического овладения современной радиотехникой и в особенности техникой телевидения.
Мы являемся свидетелями глубочайшего технического прогресса радио. Если киноискусство «заговорило», то радио становится «видимым». Недалеко то время, когда телеэкраны в любом пункте вашей необ'ятной страны будут воспроизводить передачи из Москвы...
За 15 лет своего существования Радиокомитет вырастил ряд высококвалифицированных исполнительских коллективов (хоровой, симфонический, оперную группу, джаз, ансамбль народных инструментов и др.). Многие прекрасные исполнители, работающие ныне в Большом театре СССР и государственных коллективах, начали свою деятельность на радио. И в настоящее время ВРК располагает прекрасными исполнителями, заслужившими большую любовь советских радиослушателей, как, например, артисты Рождественская, Дейнека, Виноградов, Абрамов, Демьянов, Киселева, Легостаева, Захаров, Муратова и многие другие. К сожалению, размеры статьи не позволяют мне назвать еще многих товарищей из оркестра, хора и т. д.
Однако ответственная дата (15-летие советского радиовещания) не позволяет нам ограничиться юбилейными похвалами. Наоборот, она обязывает с еще большей серьезностью подчеркнуть недостатки художественного вещания. Серые, скучные программы все еще проникают в эфир, наиболее значительные передачи и концерты часто транслируются по второстепенным станциям, не всегда хорошо планируются передачи, многократно повторяются одни и те же музыкальные произведения и т. д.
Ведущие художественные коллективы ВРК должны получить возможность работать и готовить новые постановки в нормальных условиях. Отсутствие своего помещения вынуждает ВРК использовать клубные площадки и помещения, мало приспособленные (например, Дом ученых) для постановки крупных произведений. Постоянные переезды из одного помещения в другое (крупные постановки ВРК транслируются с 6-7 различных площадок Москвы) нарушают нормальную производственную работу.
Радиокомитет должен четко определить свои художественные принципы. Стыдно признаться, но до сих пор некоторые ведущие работники ВРК буквально пугаются слова «серьезная музыка» и «симфония». Надо надеяться, что подготовленный проект состава художественного совета ВРК будет в ближайшее время утвержден и сможет определить дальнейшие пути художественного радиовещания.
Вести неутомимую борьбу за повышение качества вещания с тем, чтобы к 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции притти с новыми достижениями, с яркими художественными произведениями, отражающими оптимистический дух советского народа, его движение вперед к коммунизму, — почетная и ответственнейшая задача советского радиовещания.
А. Тищенко

Re: Рассказы

07 фев 2011, 01:45

Музей радио имени Попова отмечает круглую дату
Музей радио имени Попова отмечает юбилей. На днях исполнилось 25 лет со дня его открытия.
Идея создания в Свердловске технического музея, который сосредоточил бы в себе достижения ученых, инженеров, изобретателей и рационализаторов, трудящихся в сфере передачи информации, принадлежит внучатой племяннице великого изобретателя Попова Марии Гуляевой и начальнику радиоклуба Свердловского ДОСАА Федору Кислицину. В преддверии победы в Великой Отечественной войне, в день 50-летия со дня изобретения Поповым первого в мире радиоприемника, свердловчане решили открыть Музей радио. Однако идею воплотить в жизнь удалось лишь спустя 30 лет.
Сегодня экскурсия по залам Музея имени Попова приобщает посетителя к более чем двухсотлетнему периоду развития систем передачи информации. В нем представлены разные экспонаты - от легендарного телеграфного аппарата Морзе и катушки Румкорфа до макета первого в мире радиоприемника, подавшего свой голос 7 мая 1895 года, от радиолампы «микрушки» 20-х годов до одной из мощнейших в мире радиоламп, совсем недавно глушившей «забугорные голоса». Посетитель может увидеть и детекторный приемник 1924 года, и приёмник высшего класса конца XX века. Также представлены в экспозиции легендарная партизанская радиостанция «Север», не менее легендарный телевизор «КВН-49», известный своей «водяной» линзой, первый в СССР транзисторный приемник «Свердловск» и памятная многим «черная тарелка» репродуктора, доносившая до советских людей вести и с фронтов, и с полей, и с великих строек.
Так за двадцать пять лет работы музея его экспозиция неизмеримо возросла. По словам экспертов, появились экспонаты, которым может позавидовать любой музей мира.
В рамках празднования круглой даты со дня основания музея, для посетителей приготовлены особенные экспозиции и программы, многие из которых адаптированы для детей.
apelcin.ru
(Опубликовано: 02.02.2011 г. - OnAir.ru)

Re: Рассказы

07 май 2015, 03:51

Рижский ВЭФ: на обломках былого величия - http://www.kv.by/content/335270-rizhski ... -velichiya

Re: Рассказы

02 янв 2016, 14:59

Да, так много интересного и поучительного хранит человеческая память. Если облечь эти воспоминания в художественную форму, то получилась бы интереснейшая повесть.

Re: Рассказы

09 янв 2016, 21:00

Serg 63 писал(а):
Во многих сѐлах строились проводные трансляционные узлы, где не хватало обычной проволоки, там, по воспоминаниям старых связистов, в дело шла "колючка".

колючая проволка? она же стальная.

Ну и что, что стальная. Зато колючей проволоки в нашей стране всегда было очень много.